04 февраля 2021

Опыт межведомственного взаимодействия и социального партнерства

 

 





C:\Users\ЦОС-11-1\Downloads\Зона.png





Скачкова Татьяна Геннадьевна, учитель математики, руководитель центра  

Цифровая образовательная среда Спасской школы


В примерной программе воспитания от 2 июня 2020 г. особый акцент ставится на важности грамотного сопровождения профессионального самоопределения школьников. Цитата: «В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. » [1]

Названная программа сквозит знакомыми нам методами: это и наставничество, и профессиональные пробы на предприятиях. но наряду с ними рекомендуются и современные интернет платформы и конкурсы. 

Наша школа ведет активную работу в сфере профориентации школьников. С 2019 года я являюсь ответственным за это направление. Ежегодно, разрабатываю план работы центра «Ориентир», в который входят такие направления работы как: 

  • Участие в уроках ПроеКТОрии, финансовой грамотности, «Билет в будущее».

  • Участие в ДОД Спасского АПТ, и других СПО и вузов

  • Серия игр «Что? Где? Когда?»

  • Участие во Всероссийской акции «Мое будущее»

  • Участие в региональном конкурсе проектов карьеры «Моя путевка в жизнь»

  • Встреча со студентами ведущих вузов Нижнего Новгорода

  • Сетевой проект «Расскажу  о профессии»

  • Проффи-квест

  • Ярмарка профессий

  • Конкурс «Мечтая о будущей карьере» (защита проектов 9-11 кл)

  • Неделя профориентации

  • Классные часы

  • Квест-сессии с IT-кубом г. Княгинино, Нижегородским кванториумом

  • Вебинары от Княгининского университета

  • Посещение предприятий

  • Единый день работы добровольцев-профориентаторов «Найди свой путь» (в рамках международного дня волонтера)

  • Проведение всеобуча для родителей и классных часов 

  • Каникулярный лагерь онлайн

Согласно обозначенному плану, в рамках проекта «Моя путевка в жизнь», ребята изучали свои качества и склонности через психологические тесты. Дважды проходили стажировки:


  1. Приволжский окружной медицинский центр ФМБА России посетили учащиеся 10-11 класса Андреева Е., Соснин А. и Бунегина М. На утренней врачебной конференции ребята заслушали отчёты заведующих отделениями, познакомились с планом операций на этот день и распределились по отделениям. Спасские школьники отправились в онкологическое отделение, получили комплекты медицинской одежды и перешли в операционный блок. В течение 2 часов ребята наблюдали за ходом трех высокотехнологических операционных вмешательств. В 13.00 все снова собрались в конференц-зале. C:\Users\ЦОС-11-1\Desktop\gA-OGBiIkUw.jpgC:\Users\ЦОС-11-1\Desktop\cMNMTPwqG48.jpg

Михаил Владимирович Хазов (главный врач) поделился наблюдениями: "ученики живут жизнью лечащего врача". Каждый со своим врачом. Стажер+наставник. Подобная стажировка позволила окунуться в профессию врача. Понять насколько сложна и ответственна эта работа. 

2) 3 декабря состоялась стажировка  на ЗАО «ВремяЧ»  

Здесь как будто ничего не происходит, но нижегородская компания "ВремяЧ" -единственная в мире производит самые точные стандарты частоты времени. Это стандарты частоты для спутниковой навигации, и сейчас уже в космосе летают 27 таких нижегородских установок, и только здесь знают, что ошибка на тысячную долю секунды может привести к катастрофе! А тема финансовой и информационной безопасности вообще касается каждого из нас, потому что. если сервера твоего банка и, к примеру, мобильного оператора не синхронизированы по времени, этой разницей воспользуется мошенник и оставит тебя без средств. В общем, хоть и нелегко было поначалу вникать, но экскурсия получилась познавательной. Ребята также подкачали физику и узнали, какие профессии и какое образование нужно, чтобы работать здесь. [2]

Подобные стажировки очень актуальны. Именно такие социальные партнёры, как организаторы конкурса «Моя путевка в жизнь» помогают выходить на предприятия области. Запись на стажировки проекта осуществляется дистанционно и зачастую в них принимают участие городские школьники. Но мы стараемся найти возможность организовать учащихся Спасской школы на подобные мероприятия. 

К сожалению, сейчас существует большая проблема в том, что школа напрямую не может договориться о стажировках в крупных городах.  Частным компаниям это не интересно, их цель состоит в получении прибыли. Отрадно, что с этого года активно стали предлагать профориентационную поддержку Вузы. Поэтому мы организуем работу в этом направлении с государственными организациями и вузами. Среди которых отдельно хочется отметить Центр занятости населения. Ежегодно из центра к учащимся 8-9 классов приезжает психолог. Занятия, организованные психологом, отличаются креативным сценарием и информативными тестами.

В 2020 году мы заключили договора о сотрудничестве в сфере наставничества и профориентации с IT-кубом г. Княгинино, редакцией районной газеты «Сельские зори», Центром народных промыслов и туризма Спасского района. 

С 18 сентября 2020 года учащимся 8-9 классов доступно обучение по программам дополнительного образования центра цифрового развития детей IT-куба г. Княгинино. Совместно с центром ЦОС нашей школы осуществляется обучение по программе «Программирование на языке Java» и «Системное администрирование». Учащиеся по итогам освоения программы защитят индивидуальный учебный проект, результатом которого будет конечный продукт (виртуальная игра, приложение для смартфона и т.д.) По направлению Системное администрирование- ребята получают практические навыки по обжимке проводов, установке операционной системы, работе роутера и прочие. C:\Users\ЦОС-11-1\Desktop\c563-beBQXY.jpgC:\Users\ЦОС-11-1\Desktop\On4wq1wqeME.jpg

Преподаватели центра проводят для ребят квест-сессии и мастер-классы которые раскрывают тонкости профессий будущего такие как: профпробы «фото- и видеограф», разработчик VR.

Среди выпускников школы немало тех, кто сильно затрудняется в поисках своего профессионального пути. За ними мы прикрепляем наставника. В сфере журналистики с нами сотрудничает районная редакция. Корреспондент редакции погружает учащегося в свою работу. Привлекает к написанию статьи, берет с собой на выезды, учит писать лонгрид и очерк. Для ребят, склонных к рукоделию мы предлагаем наставника из центра народных промыслов и туризма. Они с удовольствием участвуют в мастер-классах организуемых центром. Учатся шить, изучают историю русского костюма, быта. Быть может в этом направлении деятельности они «найдут себя».

На экскурсии на предприятия района мы направляем учащихся весной в рамках «Недели без турникетов». Школьников радушно встречают в СПК им. Будённого, в Кулинарии Спасского райпо и на Промкомбинате. В 2018 году мы пытались попасть на экскурсию в ГАЗ. Но на само предприятие выехать не получилось, нам предложили посетить музей истории Горьковского автомобильного завода. Мы конечно поехали, и экскурсия была очень интересной. Однако, хотелось бы увидеть, как собирают автомобили, прочувствовать сложность работы у станка. 

Ни для кого не секрет, что современные подростки много времени проводят в интернете. Кто-то играет в виртуальные игры, кто-то увлекается социальными сетями, но есть и дети, подписанные на паблики блогеров. Для учащихся, интересующихся профессией блогер, летом 2020 года был организован онлайн-лагерь «Каникулы блогера» на базе Спасской школы. Во время смены в профильном лагере, дети учились создавать свой канал на YouTube, развивать его, изучать целевую аудиторию, познакомились с профессией контент- менеджер, учились обрабатывать видео, снимать Рум-туры и многое другое. Более подробно с работой лагеря можно познакомиться по ссылке. Отрадно, что школьники увлеченно занимались в лагере. Выпускница 9 класса Староверова Катя, посещавшая лагерь, в настоящий момент является активной участницей волонтерского движения через интернет и применяет навыки, полученные в лагере «Каникулы блогера» в своей деятельности. Мы часто видим в истории её грамоты, свидетельствующие о том, что выпускница нашла дело своей жизни. Другому старшекласснику –Скачкову Артему навыки работы в графическом редакторе Canva, помогли выполнить на высокий балл задания конкурса «Лидер 21 века» и стать победителем на муниципальном уровне. Практика показывает, что развитие надпредметных навыков у школьников позволяет им лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Итак, каковы же плюсы взаимодействия с социальными партнерами?

Для школьников:

  • Расширение знаний о профессиях

  • Развитие навыков soft skills

  • Получение информации о новых профессиях и способах получения образования

  • Возможность получения профессиональной пробы

Для предприятий:

  • Анализ рынка труда (планирование)

  • Возможность пригласить на работу перспективного работника

Для эффективного сопровождения подростков в самоопределении важно наличие социальных партнеров. Так как при выборе профессии помимо самоанализа важно «попробовать себя» в качестве конкретного специалиста. Бывают случаи, когда мечта и реальность не соотносятся. 

В стремительно меняющейся действительности, в век цифры, зачастую дети и даже родители не знакомы с современными молодыми профессиями, и, потому выбирают устоявшиеся направления в обучении –медицина, педагогика, инженерия. Считаю необходимым, как можно больше просвещать названную аудиторию о деформациях на рынке труда. Нацеливать школьников в перспективные области знаний. Опыт взаимодействия с организациями района и области следует обогащать и расширять возможные пути и методы работы. 


Список использованной литературы:

  1. http://form.instrao.ru/

  2. https://vk.com/event177556899