РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
кружка «Медиа
класс»
для 5-11 классов
Автор:
Телегина Татьяна
Евгеньевна
Учитель ИЗО и
Музыки
2020/21 учебный
год
Пояснительная записка
Образовательная программа «Медиа класс» представляет
содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы
основного общего и дополнительного образования для успешной реализации
индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов
такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей
реализации образовательных потребностей, педагогам - новые возможности для
реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены
занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений
и навыков учащихся.
Программа «Медиа класс» предназначена
для учащихся 5-11 классов и направлена на обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовки по графическому дизайну и
художественной фотографии.
Для работы по программе предполагается
использование учебно-методического комплекта (далее УМК): методическое пособие
для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия.
В процессе изучения происходит понимание
того, что дизайн и фотография – это определённое миропонимание, отношение к
миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств прочно
опирается на большой материал обучения графическому дизайну и художественной
фотографии, обсуждение результатов коллективного творчества, в процессе
которого формируются навыки учебного сотрудничества (оценивать свой вклад в
деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на занятиях. Многообразие
видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
ребёнка.
Тематическим планом предусматривается
широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария
информационно-технологической и методической поддержки. Программа курса рассчитана
на летнюю оздоровительную компанию в течении 1 месяца. Периодичность занятий –
согласно программе.
|
развитие
индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм
основного и дополнительного образования в условиях обогащенной
образовательной среды с многовариантным выбором. Формирование у школьников
способности управления культурным пространством своего существования в
процессе создания и представления (презентации) художественных произведений. |
Задачи:
|
1.
Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в
области графического дизайна, дизайна среды, художественной и репортажной
съемки. 2.
Развитие стремления к углублению знаний. 3.
Формирование интереса к эстетической деятельности. 4.
Развитие образного мышления и творческой активности учащихся. 5.
Формирование чувства коллективизма. 6.
Создание комфортной обстановки на занятиях.
|
Педагогические технологии и формы
работы: |
Информационные
и коммуникационные, развития критического мышления, организация
самостоятельной деятельности, игровые и инновационные технологии. Формы
работы: групповые и индивидуальные, мастер классы, проектная деятельность,
творческие задания, конкурсы и выставки, создание проектов, индивидуальные и
групповые занятия.
|
Ожидаемые результаты (учитель): |
Профориентация.
Ребята, начиная знакомство с программой курса, открывают для себя новые
горизонты и направления деятельности. Тесное переплетение различных предметов
дает полёт творчеству и фантазии детей. Мы раскрываем таланты одаренных
детей. |
Ожидаемые
результаты (ученик): |
В ходе
реализации программы дети смогут 1)анализировать произведения
архитектуры и дизайна, фотографии; - узнавать место конструктивных искусств в
ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - понимать
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; знать основные
этапы развития и истории дизайна и фотографии, тенденции современного
искусства; 2)конструировать основные
объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и
глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических
композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур; 3)владеть
навыками формообразования, использования объемов в дизайне; создавать
композиционные макеты в графическом редакторе; создавать художественные
фотографии с помощью графических программ. 4)создавать
графические объекты; разрабатывать фирменный стиль и логотип; использовать
выразительный язык внешней среды при съемке. 5)стилизации
натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие
аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных
представлений, творческого воображения. |
Результаты обучения по программе:
|
Данный курс
кружковой работы охватывает все виды дизайна, которые можно назвать
основными. Он включает в себя практическую часть, знания которой можно
использовать в жизни и которая активно развивает проектную деятельность
учащихся. Так же в практической работе использованы доступные материалы и
средства вполне приемлемые для учащихся средних общеобразовательных школ.
Теоретический материал сформирован последовательно и разделен на модули,
каждый модуль раскрывает отдельный вид дизайна и закреплен творческим
проектом учащихся. |
Содержание занятия (раскрытие
различных аспектов темы):
|
ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА 3
часа Великие
имена, работы, эволюция приемов и технологий. На наглядных пособиях,
вдохновляющих примерах работ известных дизайнеров произойдет погружение
в историю графического дизайна. В результате сформируется
профессиональный понятийный аппарат, состоящий из специфических терминов
и правильные оценочные критерии для рассмотрения и анализа работ
графического дизайна (как классических, так и своих собственных).
КОМПОЗИЦИЯ 3
часа Модуль
направлен на развитие творческих способностей: чувство композиции
и навык концептуального (абстрактного) мышления. Творческие проекты
включают в себя развивающие короткие упражнения в технике коллажа,
аппликации и свободного рисования на предложенные педагогом темы.
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ 2
часа В
основе курса — методы, разработанные швейцарским дизайнером
и педагогом Баухауза Й. Иттеном. Основную идею курса можно
проиллюстрировать цитатой самого Иттена: «Если вы, не зная законов
цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом
незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать
шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих
знаний».
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕКЛАМЫ 4
часа Креативное
решение дизайнерской задачи, разработка творческих концепций рекламного
продукта и как получить психологический эффект от рекламы.
КАЛЛИГРАФИЯ 2
часа Упражнения
письма ширококонечным пером-редисом. После прописей орнаментальных упражнений
выполнение пером шрифта антиквы по системе Вилл Тоотса. Модуль направлен
на получение навыков работы пером и тушью, развитию моторики,
пониманию закономерностей рисования элементов рукописного шрифта.
ADOBE PHOTOSHOP 5
часов Обзор
технических принципов дизайна одностраничных и многостраничных макетов,
работы с текстом, базовой цветокоррекции и цветоделения, ретуши
и редактирования изображений.
ADOBE ILLUSTRATOR 5
часов В
работе графического дизайнера особое внимание уделяется векторной графике как
инструменту технического и журнального иллюстрирования. Чем большим
количеством графических программ владеет дизайнер, тем больше вариантов
решения поставленной задачи он может предложить.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ 5
часов Завершающий
предмет программы. Создание творческого дизайнерского проекта —
«Основные элементы фирменного стиля и брендбук предприятия».
Значительная часть модуля посвящена самостоятельному комплексному
дизайнерскому проекту и подготовке к защите дипломного проекта.
МАСТЕРСТВО ФОТОХУДОЖНИКА 2
часа Художественная
фотография: история и современность.Композиция в фотографии. Принципы
построения изображения на плоскости. Основные элементы изобразительной
структуры кадра. Основные приёмы передачи объёма и глубины пространства в
фотографии. Свет
в фотографии. Приборы постоянного и импульсного сета. Фотосъёмка бюстового
портрета. Основные виды света при фотосъёмке портрета.Фотосъёмка бюстового
портрета с полной схемой света. Виды
и жанры фотосъемки: Фотосъёмка поясного портрета. Фотосъёмка ростового
портрета. Фотосъёмка портрета в интерьере. Фотосъёмка двойного портрета.
Фотосъёмка группового портрета. Фэшн-съёмка. Художественный портрет в
живописи и фотографии. Приёмы фотосъёмки движения в фотографии (фиксация,
проводка, смазка). Фотосъёмка архитектуры. Пейзаж в фотографии.
Театрально-концертная фотосъёмка.Театрально-концертная фотосъёмка. Спортивная
фотосъёмка.Фотосъёмка в светлой тональности. Фотосъёмка в тёмной тональности.
Жанровая фотография (street-photo). Формальный натюрморт. Классический
(голландский) натюрморт. Фуд-фотография. Свадебная фотография. Рекламная
фотография.
СЪЕМОЧНАЯ АППАРАТУРА 1
час Классификация
фотоаппаратов. Устройство фотоаппарата. Автоматические программы в
фотоаппарате. Объективы: виды и применение. Фокусировка: режимы, точки и зоны
фокусировки. ГРИП и факторы, влияющие на нее. Основные виды света и их
назначение. Световые схемы. Экспонометрия. Светочувствительность и применение
поправок экспозиции Особенности съемки при искусственном, естественном
освещении. Электронные вспышки. Баланс белого. Импульсные и постоянные
источники света.
ФОТОКОМПОЗИЦИЯ 1
час Основные
законы композиции: равновесие, единство, соподчинение. Кадрирование. Линии в
построении изображения. Уравновешенная, фронтальная и симметричная
композиция. Разомкнутые и замкнутые композиции. Неуравновешенная композиция.
Смысловой и изобразительный центр кадра. Правило третей. Прямая и обратная
перспектива.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2
часа Основы
работы с фотографиями в программе Adobe Photoshop. Интерфейс и инструментарий
Adobe Photoshop. Цветокоррекция и ретушь изображений. Подготовка изображений
к печати и публикации в интернет. ФОТОРЕПОРТАЖ 1
час Фоторепортаж:
особенности и отличие от постановочной съемки. Виды репортажа. Юридический и
этический аспект репортажной съемки. Требования к оптике и камере.
Деталь-фрагмент. Акцент в репортаже. Геометрические искажения в репортаже.
Событийный репортаж. Съемка корпоративных мероприятий.
ОСНОВЫ ФОТОПЕЧАТИ 1
час Технологические
требования к печати фотографий. Выбор материалов. Виды печати. Классификация
фотобумаги. Внутренние настройки принтеров и возможности цветокоррекции.
Печать из программы-редактора: устранение типичных ошибок. |
Методическое обеспечение программы:
|
Художественные
произведения мировой культуры: -
Слайды, презентации по графическому дизайну; -
Схемы и рисунки орнаментов; -
Иллюстрации или фрагменты архитектуры; Слайды известных архитектурных построек; -
Дизайнерские проекты; -
Репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля,
И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса,
В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; -
Фотографии произведений известных художников; -
Видеофильмы «Современная реклама».
|
Художественные материалы:
|
-
Краски гуашевые и акварельные; -
художественные кисти, бумага для живописи; -
бумага для графических работ и зарисовок; -
карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; -
тушь, фломастеры.
|
Оборудование кабинета:
|
Столы
и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, освещение,
оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов,
ноутбук, принтер, фотоаппарат.
|
Используемая литература:
|
1. Сокольникова Н.М.Изобразительное
искусство и методика преподавания в начальной школе: Учеб.пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. –
М.: Издательский центр «Академия», 2003. |
Рабочая
программа по профориентации
В период летнего
оздоровительного отдыха
«Медиа класс»
1.
Тематическое планирование
№ занятия, дата
|
Тема занятия |
Содержание занятия (раскрытие
различных аспектов темы) |
Характеристика деятельности учащихся
(навыки и умения, которые дети смогут приобрести в ходе занятия) |
1
|
Знакомство. История графического дизайна (2 часа) |
Введение в программу.
История развития дизайна. Виды дизайна. |
Эскиз одного из
направлений. |
|
|
Идеальное сочетание
объекта и формы. Дизайн упаковки и этикетки. |
Разработать эскиз
упаковки и этикетки йогурта. |
2
|
Композиция (2 часа)
|
Основные принципы и
приемы выделения композиционного центра. |
Выделение
композиционного центра. |
|
|
Практическое занятие. |
6 видов (Рисунок
черной гелевой ручкой). |
3
|
Цветоведение (2 часа)
|
Законы цвета. Цветовой
круг Иттена. Цветовая гармония. |
Эскизы на тему: «Цвет
и эмоция» (4 шт) По цветовому кругу
Иттена. |
4
|
Психология восприятия рекламы. Особенности внимания. (1 час)
|
Психология восприятия
рекламы. Форма и стилизация. Чем определяется эффективность логотипа? |
Разработка логотипа. |
|
Методы, приемы и практика. (1 час) |
Особенности внимания. Методы, приемы и
практика. Супрематизм в рекламе. |
Разработка рекламного
плаката в стиле супрематизма + лозунг. |
5
|
Коллиграфия (2 часа)
|
Мировые школы
графического дизайна. Графические шрифты. |
Изображение акулы,
верблюда, скорпиона при помощи шрифтов. (отрисовка вручную, чернилами).
Создание открытки. |
6-7
|
Adobe Photoshop (4 часа)
|
Панель инструментов.
Маски и слои. |
Знакомство с программой. |
|
|
Шаблоны Mock Up |
Работа с шаблонами Mock Up |
|
|
Одностраничные
и многостраничные макеты. |
Работа с текстом. |
|
|
Базовая цветокоррекция
и цветоделение. |
Ретушь
и редактирование изображений. |
8-9
|
Adobe Illustrator (4 часа)
|
Знакомство с
программой. Панель инструментов. Перевод изображения в вектор. Отрисовка
рисунка (портрет). Патерн |
Отрисовка животного
для создания фирменного стиля. |
|
|
Метрика |
Создание метрики на
любую тематику |
|
|
Принты в стиле Дэвида
Карсона, Невил Броуд, А. Родченко, Макс Билл |
Коллекция принтов на
майку (графический макет для печати). |
10-12
|
Проектирование фирменного стиля (4 часа)
|
Разработка малого
фирменного стиля. Брендинг. Защита проекта. |
Фирменный стиль
(название, логотип) |
13-14
|
Творческая фотография (2 часа)
|
Художественная
фотография: история и современность.Композиция в фотографии. |
Принципы построения
изображения на плоскости. |
|
|
Основы работы с
фотографиями в программе Adobe Photoshop и Lightroom. |
Интерфейс и
инструментарий Adobe Photoshop. Цветокоррекция и ретушь изображений.
Подготовка изображений к печати и публикации в интернет. |
|
Итого
|
|
28 часов
|
ПРИЛОЖЕНИЕ